Иоганн Себастьян Бах, величайший немецкий
композитор и органист, родился в городе Эйзенах. Его творчество занимает особое место
в истории музыки. Могучий гений Баха, впитав достижения предшествующих поколений, внес
бесценный вклад в становление нового гомофонно-гармонического стиля. В творениях Баха,
отмеченных редкой красотой и выразительностью, совершенством форм и высочайшим профессиональным
мастерством, вдохновенно запечатлены многообразные стороны духовного мира человека. Бах
вошел в историю не только как последний, наряду с Генделем, великий композитор эпохи
барокко, но и как музыкант-мыслитель поразительной силы, подлинный художник-гуманист
и смелый новатор. Бах оставил огромное наследие; им создано более 1000 произведений,
причем среди них есть и такие, масштабы которых были неведомы добаховской музыке. Но
поражает даже не это (хотя созданное Бахом могло бы стать делом целого поколения
композиторов), а удивительная внутренняя "емкость" его музыки, пронизанность ее
возвышенно благородной и одновременно напряженной мыслью.
Органные сочинения Баха стали вершиной в развитии обширнейшей литературы, созданной
для этого инструмента. В его хоралах, хоральных фантазиях впечатляет органичный сплав
спокойно-сосредоточенных и действенных, энергичных чувств и эмоций. Богатство звучаний,
масштабность формы, яркость регистровки отличают его знаменитые прелюдии и фуги. В фугах
Баха (как органных, так и клавирных), по словам Ант. Рубинштейна, мы "встречаем всевозможные
настроения души и в самых малых из них узнаем величие этого человека".
Клавирная музыка - ярчайшая страница баховского наследия. Среди клавирных композиций Баха -
такие шедевры, как Английские и Французкие сюиты, Партиты, Итальянский концерт (первое в
истории концертное произведение для клавира), "Хроматическая фантазия и фуга ("одно из
могущественнейших клавесинных произведений" - А. Серов), "Гольдберг-вариации" и ряд
концертов для одного, двух, трех и четырех клавесинов с оркестром. Особое место в наследии
композитора занимает знаменитый двухтомный "Хорошо темперированный клавир". Каждый из
томов содержит по 24 прелюдии и фуги, следующие друг за другом по ступеням восходящей
хроматической гаммы.
Трудно переоценить значение оркестровых произведений Баха. Его 6 Бранденбургских концертов,
по словам одного из исследователей, - "симфония начала XVIIIв.". По масштабности,
изобретательности фактуры, поискам в области инструментовки они превосходят многие
оркестровые опусы послебаховского периода. Схожи в этом отношении с Бранденбургскими
концертами и 4 оркестровых сюиты. К оркестровой музыке примыкают и замечательные
скрипичные концерты Баха.
Вокально-драматические сочинения - едва ли не самая значительная часть наследия И.С.Баха.
Неувядаемая жизненность его искусства предстает и в "Высокой мессе" (си минор), "Магнификате",
монументальных пассионах ("Страсти по Иоанну", Страсти по Матфею"), в многочисленных
кантатах (сохранилось около 200), мотетах, хоралах, песнях.
Известно, что Бах не был в должной мере оценен современниками. Жизнь его прошла в упорной
борьбе с лишениями и невзгодами, в борьбе за утверждение творческих и этических принципов.
С 15 лет Бах служил в разных городах певчим, скрипачом, клавесинистом, органистом,
капельмейстером. Но жизнь в небольших провинциальных городах тяготила Баха. Стремясь
дать своим сыновьям университетское образование, он принимает участие в конкурсе на вакантное
место органиста лейпцигской церкви Св. Фомы. Предоставив Баху эту должность, магистрат не
приминул подчеркнуть что он вынужден "довольствоваться музыкантом среднего достоинства".
Лейпцигский период - пора расцвета баховского гения. Он принимает активное участие в
концертной жизни Лейпцига как дирижер и органист. В последние годы жизни Баха (когда были
созданы монументальные циклы "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги") его композиторская
мысль достигает редкостной изобретательности и философской самоуглубленности. И все же
современники не смогли оценить величия творческого подвига, совершенного Бахом ("великим
Бахом" считался сын композитора, Карл Филипп Эмануэль).
Триумфальное возрождение Баха началось лишь в начале XIX века, когда по инициативе и под
руководством Ф. Мендельсона после 100-летнего забвения были исполнены и впервые по достоинству
оценены его "Страсти по Матфею".