Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Бах (Bach) Иоганн Себастьян
(1685 - 1750)

   Иоганн Себастьян Бах, величайший немецкий композитор и органист, родился в городе Эйзенах. Его творчество занимает особое место в истории музыки. Могучий гений Баха, впитав достижения предшествующих поколений, внес бесценный вклад в становление нового гомофонно-гармонического стиля. В творениях Баха, отмеченных редкой красотой и выразительностью, совершенством форм и высочайшим профессиональным мастерством, вдохновенно запечатлены многообразные стороны духовного мира человека. Бах вошел в историю не только как последний, наряду с Генделем, великий композитор эпохи барокко, но и как музыкант-мыслитель поразительной силы, подлинный художник-гуманист и смелый новатор. Бах оставил огромное наследие; им создано более 1000 произведений, причем среди них есть и такие, масштабы которых были неведомы добаховской музыке. Но поражает даже не это (хотя созданное Бахом могло бы стать делом целого поколения композиторов), а удивительная внутренняя "емкость" его музыки, пронизанность ее возвышенно благородной и одновременно напряженной мыслью.
   Органные сочинения Баха стали вершиной в развитии обширнейшей литературы, созданной для этого инструмента. В его хоралах, хоральных фантазиях впечатляет органичный сплав спокойно-сосредоточенных и действенных, энергичных чувств и эмоций. Богатство звучаний, масштабность формы, яркость регистровки отличают его знаменитые прелюдии и фуги. В фугах Баха (как органных, так и клавирных), по словам Ант. Рубинштейна, мы "встречаем всевозможные настроения души и в самых малых из них узнаем величие этого человека".
   Клавирная музыка - ярчайшая страница баховского наследия. Среди клавирных композиций Баха - такие шедевры, как Английские и Французкие сюиты, Партиты, Итальянский концерт (первое в истории концертное произведение для клавира), "Хроматическая фантазия и фуга ("одно из могущественнейших клавесинных произведений" - А. Серов), "Гольдберг-вариации" и ряд концертов для одного, двух, трех и четырех клавесинов с оркестром. Особое место в наследии композитора занимает знаменитый двухтомный "Хорошо темперированный клавир". Каждый из томов содержит по 24 прелюдии и фуги, следующие друг за другом по ступеням восходящей хроматической гаммы.
   Трудно переоценить значение оркестровых произведений Баха. Его 6 Бранденбургских концертов, по словам одного из исследователей, - "симфония начала XVIIIв.". По масштабности, изобретательности фактуры, поискам в области инструментовки они превосходят многие оркестровые опусы послебаховского периода. Схожи в этом отношении с Бранденбургскими концертами и 4 оркестровых сюиты. К оркестровой музыке примыкают и замечательные скрипичные концерты Баха.
   Вокально-драматические сочинения - едва ли не самая значительная часть наследия И.С.Баха. Неувядаемая жизненность его искусства предстает и в "Высокой мессе" (си минор), "Магнификате", монументальных пассионах ("Страсти по Иоанну", Страсти по Матфею"), в многочисленных кантатах (сохранилось около 200), мотетах, хоралах, песнях.
   Известно, что Бах не был в должной мере оценен современниками. Жизнь его прошла в упорной борьбе с лишениями и невзгодами, в борьбе за утверждение творческих и этических принципов. С 15 лет Бах служил в разных городах певчим, скрипачом, клавесинистом, органистом, капельмейстером. Но жизнь в небольших провинциальных городах тяготила Баха. Стремясь дать своим сыновьям университетское образование, он принимает участие в конкурсе на вакантное место органиста лейпцигской церкви Св. Фомы. Предоставив Баху эту должность, магистрат не приминул подчеркнуть что он вынужден "довольствоваться музыкантом среднего достоинства". Лейпцигский период - пора расцвета баховского гения. Он принимает активное участие в концертной жизни Лейпцига как дирижер и органист. В последние годы жизни Баха (когда были созданы монументальные циклы "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги") его композиторская мысль достигает редкостной изобретательности и философской самоуглубленности. И все же современники не смогли оценить величия творческого подвига, совершенного Бахом ("великим Бахом" считался сын композитора, Карл Филипп Эмануэль).
   Триумфальное возрождение Баха началось лишь в начале XIX века, когда по инициативе и под руководством Ф. Мендельсона после 100-летнего забвения были исполнены и впервые по достоинству оценены его "Страсти по Матфею".