Людвиг ван Бетховен -
немецкий композитор, представитель
венской классической школы. Учился у своего отца, певчего Придворной капеллы в Бонне,
и у придворного органиста Нефе (с 1780). В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе;
тогда же вышла из печати его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш
Э. К. Дреслера [Dresler]). В 1787 посетил в Вене Моцарта, который высоко оценил
его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в музыкальной столице
Европы было коротким (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн). В 1789
он поступил на философский факультет Боннского университета, но проучился там
недолго. Окончательный переезд Бетховена в Вену состоялся в 1792.
В Вене Бетховен совершенствовался в композиции сначала у
Гайдна (с которым у него
отношения не сложились), затем у Шенка, Альбрехтсбергера и Сальери.
Вскоре Бетховен стал одним из самых
модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся
в 1795. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: 3 фортепианных трио
соч. 1 и 3 сонаты для фп. соч. 2. По отзывам слушателей, в игре Бетховена бурный
темперамент
и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства.
Неудивительно, что самые глубокие и оригинальные произведения этого периода
предназначены для фортепиано. До 1802 композитор создал 20 фортепианных сонат, в т. ч.
"Патетическую сонату" (1798) и так наз. "Лунную сонату" (1801). В ряде сонат
он преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью
и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл
уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые 3
фортепианных концерта, 2 симфонии, 6 квартетов (соч. 18), 8 скрипичных и 2
виолончельные сонаты, множество др. камерно-ансамблевых сочинений. Смолоду
Бетховен поражал и восхищал современников масштабностью замыслов, неистощимой
изобретательностью их воплощения, неутомимым стремлением к новому.
В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее
1801 он осознал,
что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802,
находясь в деревне Хайлигенштадт под Веной, он составил для своих братьев
документ крайне пессимистического содержания, известный как «Хайлигенштадтское
завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к
творчеству. Новый - так наз. средний - период творческой биографии Бетховена, начало
которого принято относить к 1803, а конец к 1812, ознаменован усилением
драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко
всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии -
"Героическая"; первоначально композитор предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту.
Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее
знаменитым "мотивом судьбы", опера "Фиделио" на сюжет о плененном борце за
справедливость, выдержанная в традициях французской оперы спасения, 5-й фортепианный
концерт, увертюры "Кориолан" и "Эгмонт", "Крейцерова соната" для скрипки и фортепиано
(особенно ее первая часть), фортепианная соната "Аппассионата", цикл 32 вариаций
c-moll для фортепиано.
Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентной интенсивностью мотивного
развития, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими,
темповыми, тональными, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам
1803-12, которые не относятся к собственно "героической" линии: Четвертой, Шестой
("Пасторальной Симфонии"), Седьмой и Восьмой симфониям, 4-му концерту для фортепиано и Концерту
для скрипки с оркестром, "Вальдштейновской сонате" для ортепиано, трем струнным квартетам
соч. 59, посвященным графу Разумовскому, "Эрцгерцог-трио" для фортепиано, скрипки и
виолончели и др.
К середине 1800-х Б. пользовался всеобщим признанием как безусловно
первый композитор
своего времени. В 1808 он дал свой, по существу, последний концерт в качестве пианиста
(благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, т. к. к тому времени Б.
был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера
в Касселе.
В 1813-15 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и
творческих сил в связи с
глухотой и расстройством брачных планов. К тому же в 1815 на плечи композитора легла забота о
племяннике (сыне умершего брата), который обладал весьма трудным характером. Вскоре
начался новый - условно говоря, поздний - период творчества Бетховена. За 11 лет из-под
его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат,
Тридцать три вариации на вальс А. Диабелли, Торжественная месса, Девятая симфония и
6 струнных квартетов.
В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля,
как богатство контрастов. Как в драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических
или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям
человеческого восприятия и сопереживания.
Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями
(характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности
в его квартете, композитор будто бы воскликнул: "Какое мне дело до их скрипок, когда во
мне говорит вдохновение!").
Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы -
огромный по объему
хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Шиллера "К радости". Здесь, впервые
в истории музыки, был осуществлен синтез симфонического и ораториального жанров.
Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных
утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу
и духовно сплотить массы людей. Что касается эзотерической музыки последних сонат,
вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых
важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX в.
В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского
послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в
архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.
В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии.
Торжественная
месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в
Санкт-Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной
ему венской публики, отдавшей свои симпатии Россини и облегченным формам камерного
музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер,
в последний путь его провожало ок. 10 000 человек.