Иоганнес Брамс - немецкий композитор.
Родился в семье музыканта (валторниста и контрабасиста). Игре
на фортепиано начал учиться в 7 лет, теории и композиции - в 13 лет. Свой первый
композиторский опыт приобрел, делая аранжировки цыганских и венгерских мелодий для
оркестра легкой музыки, в котором играл его отец. В 1853 вместе со скрипачом Ременьи
совершил концертную поездку по городам Германии. В Ганновере познакомился с Йоахимом
(который стал его близким другом), в Веймаре - с Листом, в Дюссельдорфе - с Шуманом.
Последний высоко отозвался в печати о достоинствах Брамса-пианиста. До конца своих дней
Брамс преклонялся перед личностью и творчеством Шумана, а его юношеская влюбленность в
Клару Шуман (которая была старше него на 14 лет) переросла в платоническое обожание.
В 1857, после нескольких лет, проведенных в Дюссельдорфе рядом с К. Шуман, композитор занял
пост придворного музыканта в Детмольде (был последним в истории выдающимся композитором,
состоявшим на придворной службе). В 1859 вернулся в Гамбург на должность руководителя
женского хора. К тому времени Брамс уже был широко известен как пианист, однако его
композиторское творчество все еще оставалось в тени из-за явного несоответствия
эстетическим идеалам новой немецкой школы. Тем не менее ранние произведения Брамса -
обаятельные оркестровые серенады (созданные по заказу детмольдского двора),
1-й концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему Генделя для фортепиано и первые 2
фортепианных квартета (первый — с танцевальным финалом в венгерском духе) —
принесли ему признание как среди музыкантов, так и среди широкой публики.
В 1863 Брамс возглавил венскую Певческую академию (Singakademie). В последующие
годы выступал как хоровой дирижер и пианист, гастролировал в странах Центральной и
Северной Европы, преподавал. В 1864 познакомился с Вагнером, который вначале отнесся к
Брамсу с симпатией.
В 1868 Брамс окончательно обосновался в Вене. Его последней официальной должностью
был пост художественного руководителя Общества друзей музыки (1872—73). Монументальный
"Немецкий реквием" (впервые исполненный в 1868 в Бременском соборе) и эффектные
оркестровые Вариации на тему Гайдна принесли ему мировую славу. Период высочайшего
творческого подъема продолжался у Брамса до 1890. Одно за другим появлялись его важнейшие
произведения: 4 симфонии, концерты, в т. ч. ярко "экстравертный" Скрипичный, посвященный
Йоахиму (отсюда - венгерские интонации в финале концерта), и монументальный
четырехчастный 2-й фортепианный (по существу концертная симфония),
все три скрипичные и 2-я виолончельная сонаты, лучшие песни для голоса с фортепиано, в т. ч.
"Одиночество в поле" (Feldeinsamkeit) из соч. 86 (ок. 1881), Wie Melodien zieht es mir
и Immer leiser wird mein Schlummer из соч. 105 (1886—88) и др.
Брамс одинаково уверенно чувствовал себя как в сфере "ученой", интеллектуальной музыки
для знатоков, так и в сфере развлекательной музыки, о чем убедительно свидетельствуют
его "Цыганские песни", "Вальсы — песни любви" и, особенно, популярнейшие "Венгерские
танцы".
В 1890 Брамс решил оставить сочинение музыки, однако вскоре отказался от своего намерения.
В 1891-94 он написал несколько великолепных камерно-инструментальных опусов с участием
кларнета для Мюльфельда, а также ряд фортепианных пьес. Его творческий путь завершился
в 1896 вокальным циклом для баса и фортепиано "Четыре строгих напева" на библейские тексты и
тетрадью хоральных прелюдий для органа. Многие страницы позднего Брамса проникнуты глубоким
религиозным чувством. Умер композитор от рака спустя неполный год после смерти К. Шуман.