Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Брамс (Brahms) Иоганнес
(1833 - 1897)

   Иоганнес Брамс - немецкий композитор. Родился в семье музыканта (валторниста и контрабасиста). Игре на фортепиано начал учиться в 7 лет, теории и композиции - в 13 лет. Свой первый композиторский опыт приобрел, делая аранжировки цыганских и венгерских мелодий для оркестра легкой музыки, в котором играл его отец. В 1853 вместе со скрипачом Ременьи совершил концертную поездку по городам Германии. В Ганновере познакомился с Йоахимом (который стал его близким другом), в Веймаре - с Листом, в Дюссельдорфе - с Шуманом. Последний высоко отозвался в печати о достоинствах Брамса-пианиста. До конца своих дней Брамс преклонялся перед личностью и творчеством Шумана, а его юношеская влюбленность в Клару Шуман (которая была старше него на 14 лет) переросла в платоническое обожание.
   В 1857, после нескольких лет, проведенных в Дюссельдорфе рядом с К. Шуман, композитор занял пост придворного музыканта в Детмольде (был последним в истории выдающимся композитором, состоявшим на придворной службе). В 1859 вернулся в Гамбург на должность руководителя женского хора. К тому времени Брамс уже был широко известен как пианист, однако его композиторское творчество все еще оставалось в тени из-за явного несоответствия эстетическим идеалам новой немецкой школы. Тем не менее ранние произведения Брамса - обаятельные оркестровые серенады (созданные по заказу детмольдского двора), 1-й концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему Генделя для фортепиано и первые 2 фортепианных квартета (первый — с танцевальным финалом в венгерском духе) — принесли ему признание как среди музыкантов, так и среди широкой публики.
   В 1863 Брамс возглавил венскую Певческую академию (Singakademie). В последующие годы выступал как хоровой дирижер и пианист, гастролировал в странах Центральной и Северной Европы, преподавал. В 1864 познакомился с Вагнером, который вначале отнесся к Брамсу с симпатией. В 1868 Брамс окончательно обосновался в Вене. Его последней официальной должностью был пост художественного руководителя Общества друзей музыки (1872—73). Монументальный "Немецкий реквием" (впервые исполненный в 1868 в Бременском соборе) и эффектные оркестровые Вариации на тему Гайдна принесли ему мировую славу. Период высочайшего творческого подъема продолжался у Брамса до 1890. Одно за другим появлялись его важнейшие произведения: 4 симфонии, концерты, в т. ч. ярко "экстравертный" Скрипичный, посвященный Йоахиму (отсюда - венгерские интонации в финале концерта), и монументальный четырехчастный 2-й фортепианный (по существу концертная симфония), все три скрипичные и 2-я виолончельная сонаты, лучшие песни для голоса с фортепиано, в т. ч. "Одиночество в поле" (Feldeinsamkeit) из соч. 86 (ок. 1881), Wie Melodien zieht es mir и Immer leiser wird mein Schlummer из соч. 105 (1886—88) и др.
   Брамс одинаково уверенно чувствовал себя как в сфере "ученой", интеллектуальной музыки для знатоков, так и в сфере развлекательной музыки, о чем убедительно свидетельствуют его "Цыганские песни", "Вальсы — песни любви" и, особенно, популярнейшие "Венгерские танцы".
   В 1890 Брамс решил оставить сочинение музыки, однако вскоре отказался от своего намерения. В 1891-94 он написал несколько великолепных камерно-инструментальных опусов с участием кларнета для Мюльфельда, а также ряд фортепианных пьес. Его творческий путь завершился в 1896 вокальным циклом для баса и фортепиано "Четыре строгих напева" на библейские тексты и тетрадью хоральных прелюдий для органа. Многие страницы позднего Брамса проникнуты глубоким религиозным чувством. Умер композитор от рака спустя неполный год после смерти К. Шуман.