Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Куперен (Couperin) Франсуа
(1653 - 1713)

   Франсуа Куперен, прозванный "Куперен Великий" - французский композитор, органист и клавесинист - родился в Париже. Вошел в историю как непревзойденный мастер клавесинной музыки конца XVII - первой трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких выдающихся предшественников, как Ж. Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в собственном творчестве французские и итальянские влияния, оставаясь вместе с тем истинно национальным художником. (Своеобразную дань уважения этим особо им чтимым музыкантам Куперен отдал в многочастных инструментальных концертах "Парнас, или Апофеоз Корелли" и "Апофеоз Люлли", созданных в поздний период.) Стиль Куперена глубоко оригинален, он не ограничивается рамками господствовавших в ту эпоху художественных течений. Композиционной строгостью и симметричностью форм он связан с классицизмом, а столь свойственные ему изящество, ювелирная отделка деталей, тонкая орнаментика во многом сближают его с эстетикой рококо.
   Куперен вырос в семье потомственных музыкантов. Уже в 17 лет он заменил отца в должности органиста парижской церкви Сен-Жерве. Другим его музыкальным наставником был органист королевской капеллы Ж. Д. Томлен. Блестящие успехи в органном искусстве позволили Куперену стать преемником своего учителя: в 1693 г. он получил звание королевского органиста. Однако любимым инструментом его был клавесин, на котором он играл, по свидетельству современников, с истинным совершенством. К 1702 г. Куперен становится придворным клавесинистом и учителем музыки в королевской семье (однако официально до 1717 г. это звание носил известный французский композитор и клавесинист д'Англебер). В 1730 г. из-за болезни Куперен ушел в отставку, и преемницей выдающегося музыканта стала его дочь Маргарита-Антуанетта (1705 - 1778), также замечательная клавесинистка, об игре которой сохранилось немало восторженных отзывов.
   Куперен писал в самых разнообразных жанрах: трио-сонаты, органные мессы, концерты (для одного или нескольких инструментов с basso continue), мотеты. Вместе с тем он оказался одним из немногих крупных композиторов, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших произведений для хора (мотеты Куперена, в "отличие от хоровых мотетов XVII в., представляют собой духовные песни для одного голоса с инструментальным сопровождением).
   Наиболее ценную часть наследия Куперена составляют его клавесинные пьесы. Всего композитор сочинил около 250 таких пьес, которые объединены в 27 сюит, составивших 4 больших сборника (вышли в свет соответственно в 1713, 1716, 1722, 1730гг.). Сюиты носили названия "Les ordres" - последовательности: в них чередовались пьесы самого различного характера. Подавляющее большинство этих клавесинных миниатюр имеет программные подзаголовки. Здесь и жанрово-изобразительные сцены ("Молотобойцы", "Вязальщицы", "Жнецы"), и зарисовки природы ("Лилии распускаются", "Испанка", "Любимая"), и стремление передать в звуковых образах душевный облик, черты характера или физическое состояние ("Мрачная", "Выздоравливающая", "Стыдливость", "Кокетство"); есть у композитора и сатирические сцены ("Престарелые щеголи и пере-зрелые красавицы", "Старички и старушки на ходулях"). И рисуя пейзаж, и пытаясь запечатлеть особенности какого-либо настроения, душевного состояния, Куперен стремится найти тонкие связи между конкретным образом и его инструментальным воплощением. "В клавесинный жанр он привнес черты психологического реализма и придал инструментальным пьесам такую же выразительность, как пьесам вокальным, наделенным поэтическим текстом", - писал известный исследователь клавирной музыки М. Друскин. Более четверти всех клавесинных пьес Куперена написано в форме рондо; она наиболее полно отвечала изобразительному замыслу и изящному стилю его поэтических миниатюр.
   Большую ценность представляет также трактат Куперена "L'art de toucher le clavecin" ("Искусство игры на клавесине", 1716): в нем содержится ряд методических указаний относительно выразительных приемов игры, аппликатуры, а также подчеркивается особая роль мелизматических украшений и необходимость скрупулезно точного их воспроизведения