Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Габриели (Gabrieli) Джованни
(1554 - 1557)

   Джованни Габриели - итальянский композитор и органист. Ученик своего дяди, Андреа Габриели. В 1575-79 гг. состоял на службе в мюнхенской придворной капелле, руководисой О. Лассо, где, по-видимому, испытал сильное творческое влияние своего наставника. Дальнейшая судьба Габриели вновь связана с родным городом - Венецией. В 1584 г. он занимает должность второго органиста собора Св. Марка, а после смерти Андреа Габриели (1586) становится первым органистом собора. Еще в конце XVI в., снискав славу талантливого композитора и замечательного исполнителя, Габриели охотно передавал свой опыт и знания музыкантам, которые стекались в Венецию почти из всех европейских стран; среди учеников венецианского мастера в первую очередь следует назвать вдающегося немецкого композитора XVII в. Генриха Шютца.
   Сочинения Габриели во многом определили развитие европейской музыки XVII в. Рассматривая свои хоровые опусы как вокально-инструментальные ансамбли, композитор выработал новый стиль, основанный на контрастном и гибком сопоставлении хоровых и оркестровых групп.
   В творчестве Габриели окончательно утвердились наиболее характерные черты венецианской школы XVI в. Последовательно развивая ее традиции, Габриели создавал развернутые сочинения для двух и трех хоров, в которых широко использовал различные тембровые и динамические эффекты. Он применял в хоровой музыке октавные удвоения голосов, ввел чередование piano и forte, нередко противопоставлял полифоническому изложению четкую аккордовую фактуру. Интересными тембровыми находками и новыми композиционными приемами отмечены, в частности, его "Священные симфонии" - 77 пьес для разного состава хоро (от 6 до 16 партий) и 17 инструментов (1597, 1615). Велика роль Габриели и в развитии инструментальной музыки - органной и ансамблевой. В его сонатах, канцонах, ричеркарах (часто между этими жанрами у композитора нет никакой разницы) органично переплетаются принципы полифонического и гомофонного стилей. Нередко такого рода сочинения (в них Габриели использует от 3 до 16 различных инструментов) четко членятся на несколько разделов, сопоставленных друг с другом по принципу контраста. В то же время у Габриели встречаются стилистически однородные композиции; так его соната для трех скрипок и цифрованного баса - один из наиболее ранних образцов гомофонного сочинения, а ричеркар для органа, созданный в 1595 г., можно считать первой дошедшей до нас фугой.