Джованни Габриели - итальянский
композитор и органист. Ученик своего дяди, Андреа Габриели. В 1575-79 гг. состоял на
службе в мюнхенской придворной капелле, руководисой О. Лассо, где, по-видимому, испытал
сильное творческое влияние своего наставника. Дальнейшая судьба Габриели вновь связана
с родным городом - Венецией. В 1584 г. он занимает должность второго органиста собора Св.
Марка, а после смерти Андреа Габриели (1586) становится первым органистом собора. Еще в
конце XVI в., снискав славу талантливого композитора и замечательного исполнителя, Габриели
охотно передавал свой опыт и знания музыкантам, которые стекались в Венецию почти из всех
европейских стран; среди учеников венецианского мастера в первую очередь следует назвать
вдающегося немецкого композитора XVII в. Генриха Шютца.
Сочинения Габриели во многом определили развитие европейской музыки XVII
в. Рассматривая свои хоровые опусы как вокально-инструментальные ансамбли, композитор
выработал новый стиль, основанный на контрастном и гибком сопоставлении хоровых и оркестровых
групп.
В творчестве Габриели окончательно утвердились наиболее характерные черты
венецианской школы XVI в. Последовательно развивая ее традиции, Габриели создавал
развернутые сочинения для двух и трех хоров, в которых широко использовал различные тембровые
и динамические эффекты. Он применял в хоровой музыке октавные удвоения голосов, ввел
чередование piano и forte, нередко противопоставлял полифоническому изложению четкую
аккордовую фактуру. Интересными тембровыми находками и новыми композиционными приемами
отмечены, в частности, его "Священные симфонии" - 77 пьес для разного состава хоро (от 6
до 16 партий) и 17 инструментов (1597, 1615). Велика роль Габриели и в развитии
инструментальной музыки - органной и ансамблевой. В его сонатах, канцонах, ричеркарах (часто
между этими жанрами у композитора нет никакой разницы) органично переплетаются принципы
полифонического и гомофонного стилей. Нередко такого рода сочинения (в них Габриели использует
от 3 до 16 различных инструментов) четко членятся на несколько разделов, сопоставленных
друг с другом по принципу контраста. В то же время у Габриели встречаются стилистически однородные
композиции; так его соната для трех скрипок и цифрованного баса - один из наиболее ранних
образцов гомофонного сочинения, а ричеркар для органа, созданный в 1595 г., можно считать
первой дошедшей до нас фугой.