Джезуальдо (Gesualdo) дон Карло, князь Венозы, Джезуальдо ди Веноза (1560 - 1613)
Джезуальдо - итальянский композитор, родился в Неаполе. Один из ярчайших представителей
музыкального искусства эпохи Позднего Возрождения, Джезуальдо (как и многие его современники)
был разносторонне
одаренной личностью. Биография его отмечена романтическими событиями, а творческий путь
(особенно в поздний период) насыщен неустанными поисками новых, порой неожиданных для того
времени выразительных средств и приемов.
Джезуальдо происходил из богатого дворянского рода (дядя его был архиепископом в Неаполе).
К музыке он пришел в зрелом возрасте; учился у П. Ненна, автора многочисленных мадригалов;
некоторое время также занимался под руководством придворного органиста Л. Луцаски, был в
дружеских отношениях с Тассо и другими выдающимися современниками - поэтами и музыкантами
Великолепно играл на лютне, органе, клавишных струнных инструментах.
Джезуальдо - выдающийся мастер мадригала конца VVI - начала XVII вв. Он вошел в историю
музыки как один из самых смелых новаторов, создатель уникального стиля. Искусство Джезуальдо
отмечено экспрессивностью, остротой, неожиданностью контрастных сопоставлений,
утонченностью, а порой изысканностью выражения, редкой творческой изобретательностью.
Его достижения в области гармонии опередили свою эпоху и предвосхитили многие черты
гармонического стиля XVII-XVIII вв. Младший современник выдающегося мастера мадригального
жанра Л. Маренцио, Джезуальдо противопоставляет его созерцательно-лирическим опусам
неистовый драматизм, мрачную патетику, изысканную томность своих мадригалов. Естественно,
что новизна содержания обусловила и остроту выразительных средств: в мадригалах Джезуальдо
постоянно используются диссонирующие сочетания, резкие регистровые контрасты, музыкальная
ткань их обильно насыщена хроматизмами, неожиданными паузами, свежими мелодическими
оборотами. Согласно традициям, Джезуальдо применяет в своих мадригалах пятиголосное
сложение. Всего композитор выпустил шесть сборников мадригалов; первые четыре вышли
в 1594-96 гг., последние два - в 1611 г. В 1626 г. был издан сборник его шестиголосных
мадригалов; других сочинений композитора не сохранилось.