Йозеф Гайдн —
австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного
учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в
Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753— 56 работал
аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры,
изучал основы композиции. В 1759—61 дирижёр капеллы у чешского графа Морцина в
имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии ; в 1761—90 капельмейстер
князей Эстерхази : до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал
большинство произведений . Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провёл в Лондоне . В 1792 в Вене
учеником Гайдна был Л. Бетховен. Последние годы Гайдн жил в Вене. Почётный доктор
Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798),
почётный гражданин г. Вена (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне
Любляна, 1804), филармонического общества в Петербурге (1808). Гайдн — представитель
венской клиссической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония,
соната, концерт для инструмента с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма
и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка),
состава оркестра (так называемый двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический
тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина
сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на
достижения австрийских, немецких , итальянских, французских , чешских мастеров. В традициях
венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые
одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у
Гайдна . Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей . Квартеты и симфонии 50—60-х
гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны
лирико-драматические тенденции, в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творческая близость
Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония,
квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские
квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу ) ; в них оформился классический
инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских»
(1791—95) симфониях. К концу 1790—началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические
произведения Гайдна , среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.