Феликс Мендельсон-Бартольди
- немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр,
музыкально-общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона
значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной
интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Бебер, Н. Паганини);
большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, прививший Мендельсону симпатии к
классическому искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан
Мендельсоном в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в
летнюю ночь» (1826) - свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным
событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона
после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно
Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829—32 Мендельсон
путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской»
симфониях и других сочинениях. В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными
фестивалями, в 1833-1835 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона
впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л.
Бетховена ) . С 1835 дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего
благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 по инициативе Мендельсона открылась
Лейпцигская консерватория. Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого
романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона -
основателя лейпцигской школы - отличалась ориентацией на классические образцы), но
искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и
уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и
интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепьяно и др.). Специфичная
для Мендельсона образная сфера — изящная фантастичность скерцозность (увертюра из музыки
к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона - пианиста,
противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты,
ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его
жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое плавание», 1832, и др.).