Генри Пёрселл - английский композитор. Родился в Лондоне. Величайший
музыкант Англии, Пёрселл жил и творил в трудную для развития национального искусства
эпоху. Последний из могикан английской музыки периода ее расцвета (XV-XVII вв.), он
сумел силой своего гения вывести музыкальное искусство Англии на одно из первых мест
в Европе. Но задушенная пуританами, музыка этой великой державы после смерти Пёрселла
не в силах была сопротивляться мощным зарубежным влияниям. По образному выражению
Р. Роллана, Пёрселл оказался "основоположником несостоявшейся английской оперной
школы; в XVIII веке Англия превратилась в музыкальную провинцию Европы и была полностью
завоевана иностранными музыкантами".
Пёрселл вырос в семье профессионального музыканта. Несмотря на тяжелые жизненные
условия (отец Пёрселла умер, оставив в нужде вдову и четырех детей, когда Генри
было всего 6 лет), будущему композитору все же без особого труда удалось получить хорошее,
если не блестящее для того времени музыкальное образование. Он занимался в королевской
музыкальной капелле, управляемой капитаном Г. Куком, отличным музыкантом и педагогом.
После смерти Кука (в 1672 г.) его учителями некоторое время были П. Хамфри и Дж. Блоу,
познакомившие молодого Пёрселла с новыми веяниями в итальянской и французской музыке.
С 1680 г. Пёрселл становится органистом Вестминстерского аббатства, а спустя 3 года
получает звание хранителя музыкальных инструментов и придворного композитора в Лондоне.
В 80-х гг. начинается расцвет творческой деятельности композитора. Он сочиняет
множество официальных и торжественных произведений для двора, пишет камерную и вокальную
музыку для различных составов (9 светских кантат, 25 од и приветственных песен, 53 кетча,
43 дуэта, свыше 100 песен для голоса и basso continue и др.), духовные композиции
(антемы, псалмы, гимны). Но самой обширной в творческом наследии Пёрселла является
область, которой он посвятил 6 последних лет своей короткой жизни - область театральной
музыки. Для театра им создано 50 произведений, из которых 6 принято считать операми
("Дидона и Эней", "Диоклетиан' "Король Артур", "Королева фей', "Буря" и незаконченная
- "Индийская королева"). Пёрселл писал с лихорадочной быстротой, "расточая свой гений
на многие произведения, в которых музыка играла второстепенную роль" (Р. Роллан). Не
удивительно, что его здоровье было рано подорвано непосильным трудом и тяжелыми условиями
жизни (несмотря на официальное признание, произведения Пёрселла почти не печатались, а его
труд при дворе оплачивался чрезвычайно скупо). В 36 лет композитор скончался (похоронен в
Вестминстерском аббатстве). На долгие годы его имя было забыть, и лишь в конце XIX века
сочинения Пёрселла стали звучать и изучаться.