Жан Филипп Рамо - французский композитор, органист теоретик. Детские годы
музыканта прошли в Дижоне, одном из древних музыкальных центров страны. Отец Рамо,
органист, сумел привить сыну любовь к музыке и передал ему свои обширные знания в этой области.
Известно, что уже в 7-летнем возрасте Рамо хорошо играл на органе. В 1701 г.
он отправился в Италию, но через несколько лет вернулся на родину и работал некоторое
время в качестве скрипача в бродячей труппе. В 1706 г. выходит первый сборник пьес
Рамо для клавесина. В этом же году он пытается, но безуспешно, обосноваться в Париже.
Переезжает Рамо в столицу лишь в 1722 г., проработав до этого органистом в ряде городов
Франции (Дижон, Лион, Клермон-Ферран). Постепенно он приобретает известность как педагог
и автор клавесинных пьес. Выходят еще два сборника его сочинений для клавесина
(1724, 1731). Эти сборники снабжены исключительно ценными методическими комментариями
автора (характерны названия: "Клавесинные пьесы с методой для техники пальцев",
"Новые сборники клавесинных пьес с примечаниями относительно различных музыкальных
жанров"). Клавесинное творчество Рамо во многом близко Ф. Куперену; в нем он также
стремился к воплощению типических образов и состояний ("Египтянка", "Венецианка",
"Равнодушная", "Назойливая", "Щебечущие птички", "Курица", "Вздохи" и др.).
Некоторые пьесы обнаруживают знакомство с виртуозным почерком Д. Скарлатти ("Три руки",
"Вихри", "Солонские простаки"). В клавесинном наследии Рамо (всего им сочинено 52 пьесы)
ярко проступают черты, характерные для его композиторского стиля; богатство фантазии,
изобретательность, остроумие непринужденно сочетаются с нежной грацией, утонченностью.
На путь оперного композитора Рамо вступил поздно. Лишь в
1733 г., когда музыканту было 50 лет, ему удалось добиться постановки своей лирической
трагедии "Ипполит и Арисия" по "Федре" Ж. Расина. (Его первая опера "Самсон", созданная
в содружестве с Ф. Вольтером, не была принята на сцену из-за библейского сюжета.)
В новой области творчества Рамо работал исключительно интенсивно и плодотворно. Его
перу принадлежит около 40 музыкально-театральных сочинений разных жанров: опера-балет
(точнее, героический балет) "Галантная Индия" (1735), лирическая трагедия
"Кастор и Поллукс" (1737), комедия-балет "Платея" (1745), героическая пастораль "Заис"
(1748), опера-балет или, вернее, лирическая комедия "Паладины" (1760, на сюжет сказки
Ж. Лафонтена) и др. Оперное творчество Рамо
исторически было связано с отживающей эстетикой, но его музыка оказала большое
воздействие на последующие поколения композиторов Франции. "В творчестве Рамо жила
французская традиция, сотканная из чарующей нежности, из верного выражения чувств, из
точной декламации в речитативе...", - писал Дебюсси в 1903 г.
Параллельно с творчеством
Рамо вел напряженную работу в области музыкальной теории. Это едва ли не единственный
случай в истории, когда в личности музыканта слились великий композитор и великий теоретик.
В соответствии с научными установками французского материализма XVIII в. Рамо стремился
и в науке о гармонии отыскать общие закономерности, уловить единую систему.
Обобщив огромный опыт музыкальной практики последних двух столетий, Рамо сумел свести
все многообразие применяемых гармоний к небольшому числу основных аккордов (accords
fonda-mentaux). Свои воззрения он изложил в знаменитом труде "Трактат о гармонии,
сведенной к ее естественным принципам" ("Traite de 1'harmonie reduite a ses principes
naturels", Париж, 1722). Кроме того, он автор ряда работ, вызвавших в свое время большой
интерес и полемику с энциклопедистами: "Происхождение гармоний..." (1737), "Наблюдение
над нашим музыкальным инстинктом" (1754) и др.