Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Скарлатти (Scarlatti) Алессандро (Пьетро Алессандро Гаспаро)
(1660 - 1725)

   Алессандро Скарлатти - итальянский композитор. Учился в Риме у Дж. Кариссими и Б. Паскуини, затем в Неаполе у Ф. Провенцале. В 19-летнем возрасте написал первую оперу "Невинная ошибка"), поставленную в Риме и имевшую значительный успех. Через год (1680) Скарлатти становится капельмейстером бывшей шведской королевы Христины, которая, обосновавшись в Риме, покровительствовала музыкантам, поэтам, художникам, была фанатичной поклонницей оперного жанра. В 1683 г. композитор переезжает в Неаполь, где занимает должность капельмейстера королевского двора и некоторое время преподает в одной из консерваторий. Вернувшись в Рим (1702), Скарлатти служит регентом церковной капеллы "Maria Maggiore". Все эти годы он посвящает активному оперному творчеству, а также обращается к жанрам кантаты, оратории, пишет камерные произведения. В Риме Скарлатти вошел в так называемую "Академию аркадских пастушков", где сблизился с А. Корелли, Б. Марчелло и молодым Г. Ф. Генделем. Побывав во Флоренции, он в 1708 г. вновь обосновался в Неаполе и работал в этом городе до конца дней, лишь на некоторое время покидая его для поездок в папскую столицу. Отдав много сил и энергии педагогической деятельности, Скарлатти воспитал ряд выдающихся мастеров, среди которых А. Хассе, Д. Скарлатти, Ф. Джеминиани, Ф. Дуранте.
   В историю музыки Скарлатти вошел как глава знаменитой в конце XVII - начале XVIII вв. неаполитанской оперной школы. Музыкальный язык Скарлатти свидетельствует о решительной победе гомофонного стиля и господстве мелодического начала, истоки которого связаны с народно-песенными традициями. Именно в его операх утвердился стиль bel canto (букв, "красивое пение"), прославивший итальянскую оперу и снискавший ей всеобщее признание. Заслугой Скарлатти следует считать и утверждение арии как центральной оперной формы, где господствует кантиленная мелодика (преимущественно песенного типа). Основной формой арии у Скарлатти стала ария da capo (см. Ария), ярко воплощавшая обычно один образ, одно эмоциональное состояние (отсюда - обобщенный тип музыкальной характеристики образа и многообразные типы арий: бравурная, буффонная, ария мести, ария-жалоба и т. п.). Придавая огромное значение декламационной стороне оперных партий, Скарлатти впервые применяет так называемый аккомпанированный тип речитатива (т. е. речитатив, сопровождаемый оркестром), сразу ставший одной из самых драматических форм оперной музыки. Композитор расширил форму увертюры, установив в одной из ранних опер трехчастный тип инструментального вступления (быстро - медленно - быстро), который явился прообразом классической симфонии. Преобладание яркой мелодии в операх Скарлатти не уменьшает роли оркестрового сопровождения: оно приобретает особенную выразительность, а тембровая окраска звучания, инструментальное соло и приемы оркестровки "вытекают" из сценической ситуации, тесно согласуются с ней.
   Скарлатти создавал в основном оперы-сериа, в которых преобладали исторические и мифологические сюжеты. В его творчестве выкристаллизовался классический тип этой разновидности оперного жанра. (Вместе с тем увлечение вокальной виртуозностью, в ущерб выразительности, таило в себе опасности, превратившие оперу-сериа у эпигонов Скарлатти в своеобразное состязание солистов.) В числе опер композитора, имевших в свое время шумный успех, - "Причуды любви, или Розаура" (1690), "Пирр и Деметрий" (1694), "Великий Тамерлан" (1706), "Митридат Эвпатор" (1707), "Тигран" (1715), "Гризельда" (1721). По его собственному свидетельству (в сохранившемся либретто оперы "Тигран"), Скарлатти к 1715 г. написал уже 106 опер. Всего же им сочинено, по-видимому, более 125 опер; но они известны главным образом только по названиям (сохранились лишь отрывки некоторых из них).
   При жизни Скарлатти была издана незначительная часть его сочинений. Между тем композитор отличался необыкновенной, фантастической плодовитостью. Им создано (кроме опер) свыше 600 кантат, около 200 месс, 14 ораторий, 12 симфоний, сонаты,сюиты, вариации, мотеты, мадригалы, серенады и другие сочинения.