Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико
(1685 - 1757)

   Джузеппе Скарлатти - итальянский композитор, клавесинист и органист. Первоначальное музыкальное образование получил у своего отца, выдающегося оперного композитора Алессандро Скарлатти, впоследствии занимался под руководством Б. Паскуини и Ф. Гаспарини.
   Каждая из областей творческой деятельности Скарлатти отмечена блистательными достижениями. Уже в 16 лет он органист королевской капеллы в Неаполе, а в 1713- 19 гг. - собора Св. Петра в Риме. Скарлатти - концертирующего виртуоза-клавесиниста - знала вся музыкальная Европа. Его советами пользовался Г. Ф. Гендель, в свою очередь помогавший итальянскому коллеге и другу совершенствоваться в органном исполнительстве. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Севилья, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах "география" стремительных передвижений Скарлатти по столицам мира. Государства и города мелькают здесь словно в калейдоскопе - блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, выказывали расположение коронованные особы. Он был на службе при римском дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане, с 1720 г. находился в Лиссабоне в качестве придворного музыканта и учителя инфанты Марии Барбары, с 1729 г. служил придворным музыкантом в Севилье, затем до конца дней руководил придворной капеллой в Мадриде. Некогда баловень судьбы, чья бурная концертная деятельность в течение многих лет являлась одним из наиболее ярких событий музыкальной жизни Европы, он умер в забвении и величайшей бедности. При жизни композитора было напечатоно незначительное число его произведений, а судьба большинства авторских рукописей, разбросанных по всему свету, до сих пор неизвестна.
   Испании суждено было стать второй родиной композитора: испанские мотивы и впечатления сыграли в его творчестве не меньшую роль, чем итальянские. С его деятельностью в Испании связан расцвет клавесинизма, сомкнувшейся с эпохой фортепиано.
   Творческое наследие Скарлатти огромно. Его композиторский дебют, принесший широкую известность 18-летнему автору, - опера "Октавия" (1708). В этом же жанре им создано 14 произведения. Скарлатти написал также 6 ораторий и кантат для концертного исполнения, 14 камерных кантат, серенады, хоры , арии, 12 инструментальных концертов, органные пьесы, мессы, два "Miserere", "Stabat Mater" и др. Однако с истинной полнотой гений Скарлатти проявился в произведениях для клавира: его 555 уцелевших и дошедших до нас "Упражнений" ("Essercizi"), как их называл сам автор, позднее получивших наименование сонат, с несравненной яркостью и силой запечатлели современность во всем богатстве ее разносторонних проявлений. Они представляют собой удивительное по художественной полноценности и совершенству явление, равного которому по самобытности, не знала итальянская музыка.