Джузеппе Скарлатти - итальянский композитор,
клавесинист и органист. Первоначальное музыкальное образование получил у своего отца,
выдающегося оперного композитора Алессандро Скарлатти, впоследствии занимался под
руководством Б. Паскуини и Ф. Гаспарини.
Каждая из областей творческой деятельности Скарлатти отмечена блистательными достижениями.
Уже в 16 лет он органист королевской капеллы в Неаполе, а в 1713- 19 гг. - собора Св.
Петра в Риме. Скарлатти - концертирующего виртуоза-клавесиниста - знала вся музыкальная
Европа. Его советами пользовался Г. Ф. Гендель, в свою очередь помогавший итальянскому
коллеге и другу совершенствоваться в органном исполнительстве. Неаполь, Флоренция,
Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Севилья, Мадрид - такова лишь в самых общих
чертах "география" стремительных передвижений Скарлатти по столицам мира. Государства
и города мелькают здесь словно в калейдоскопе - блистательному концертанту
покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, выказывали расположение
коронованные особы. Он был на службе при римском дворе королевы польской Марии,
в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане, с 1720 г.
находился в Лиссабоне в качестве придворного музыканта и учителя инфанты Марии
Барбары, с 1729 г. служил придворным музыкантом в Севилье, затем до конца дней руководил
придворной капеллой в Мадриде. Некогда баловень судьбы, чья бурная концертная деятельность в
течение многих лет являлась одним из наиболее ярких событий музыкальной жизни Европы, он умер
в забвении и величайшей бедности.
При жизни композитора было напечатоно незначительное число его произведений,
а судьба большинства авторских рукописей, разбросанных по всему свету, до сих пор неизвестна.
Испании суждено было стать второй родиной композитора: испанские мотивы и
впечатления сыграли в его творчестве не меньшую роль, чем итальянские. С его деятельностью в Испании
связан расцвет клавесинизма, сомкнувшейся с эпохой фортепиано.
Творческое наследие Скарлатти огромно. Его композиторский дебют, принесший широкую
известность 18-летнему автору, - опера "Октавия" (1708). В этом же жанре им создано 14
произведения. Скарлатти написал также 6 ораторий и кантат для концертного исполнения, 14
камерных кантат, серенады, хоры , арии, 12 инструментальных концертов, органные пьесы, мессы, два
"Miserere", "Stabat Mater" и др. Однако с истинной полнотой гений Скарлатти проявился в
произведениях для клавира: его 555 уцелевших и дошедших до нас "Упражнений" ("Essercizi"),
как их называл сам автор, позднее получивших наименование сонат, с несравненной яркостью
и силой запечатлели современность во всем богатстве ее разносторонних проявлений. Они
представляют собой удивительное по художественной полноценности и совершенству явление,
равного которому по самобытности, не знала итальянская музыка.