Генрих Шютц - немецкий композитор. С 14
лет служил певчим в придворной капелле в Касселе. Получив образование на юридическом факультете
Марбургского университета, Шютц уехал в Италию для изучения музыки. с 1609 по 1613 г.
живя в Венеции, занимался у Дж. Габриели, которого впоследствии считал своим единственным
учителем. У этого мастера Шютц научился монументальному искусству хоровой полифонии.
Находясь в центре поисков и созидания новых форм, Шютц, как чуткий художник, не мог не
ассимилировать идеи обновления музыкального языка, еосившиеся в воздухе, и в своем
искусстве сумел органично сплавить новое и старое. В Венеции Шютц издал первое сочинение,
сразу привлекшее внимание музыкантов, - пятиголосные "Итальянские мадригалы" (1611).
Возвратясь после смерти Дж. Габриели в Кассель, он работал там придворным органистом, а в
1617 занял должность придворного капельмейстера в Дрездене.
В 1627 г. в Торгау была поставлена созданная Шютцем первая в истории
немецкой культуры опера "Дафна". К несчастью, ее музыка утеряна. Но сохранившееся либретто
свидетельствует, сколь стойкими были итальянские влияние в творчестве Шютца. Годы Тридцатилетней
войны (1618-48) привели почти к полному роспуску дрезденской капеллы. Шютц уезжает в
Копенгаген (1633), живет попеременно в Ганновере, Гамбурге, Амстердаме. Лишь восстановление
капеллы (1645) приводит его обратно в Дрезден, где он остается до конца жизни.
Современники называли Шютца "отцом новой немецкой музыки". По масштабам
дарования Шютц стоит в одно ряду с такими гигантами, как К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли,
Г. Персел. Но в отличие от них искусство Шютца крепче связано с духовной тематикой.
Выражением нового музыкального стиля для Шютца стала оратория ("духовные истории, "пассионы").
Одно из лучших сочинений этого жанра - "Рождественская история" (1644) - фактически была первой
немецкой ораторией. А такие произведения Шютца, как "Страсти по Матфею" (на немецкий текст)
или оратория "Семь слов Христа на кресте", в обстановке трагических междоусобиц
Тридцатилетней войны звучали для немецкого народа с особой силой, перекликаясь со страданиями,
переживаемыми им в ту пору. Кроме больших монументальных произведений Шютц сочинил
множество "маленьких духовных концертов" (55), "священных симфоний" (ок. 70), мотетов, арий.
Органично соединив в своем творчестве различные пути, идущие от XVI и XVII вв., Шютц
по праву завоевал славу крупнейшего композитора добаховской эпохи.