Антонио Вивальди - итальянский композитор,
скрипач, дирижер и педагог. Имя Вивальди прежде всего связано с созданием и развитием
жанра сольного инструментального концерта. Его концерты, глубокие и впечатляюще яркие,
облеченные в ясную, логичную форму, служили своего рода эталоном для многих
композиторов-современников. Сочинения Вивальди высоко ценили И. С. Бах, П. Локателли,
Дж. Тартини и др. Выступления оркестра, руководимого Вивальди, имели огромный успех и
принесли ему славу выдающегося дирижера. И все же Вивальди, несмотря на большую
прижизненную популярность, довольно скоро оказался забытым. Лишь несколько его концертов
оставались в педагогаческом репертуаре. XIX в. ничего не сделал для нового открытия Вивальди.
Только в 20-е гг. XX в. началось возрождение его музыки, стали осознаваться гигантские
масштабы творчества этого композитора. (Достаточно сказать, что лишь в 30-х гг. нашего
века сделались достоянием общественности около 300 автографов Вивальди, дотоле хранившихся
в частной библиотеке.)
Сведения о жизни Вивальди скудны, многое остается неясным. Можно утверждать, что он родился
в Венеции, где его отец Джованни Баттиста (ок. 1655-1736) служил скрипачом в соборе
Св. Марка. У отца он, по-видимому, и начал учиться музыке. Позже учителем Вивальди стал
Дж. Легренци, один из виднейших итальянских мастеров XVII в. Прославившись как отличный
скрипач, молодой Вивальди в 1703 г. был приглашен в лучшую венецианскую женскую
консерваторию (Ospedale della Pieta), где возглавил хор и оркестр. Годом раньше он принял
священнический сан (К. Гольдони отмечает в мемуарах, что Вивальди был больше известен
под прозвищем "рыжий поп", чем под своим именем). Но его карьера священнослужителя
оказалась недолгой; все свои помыслы и кипучую энергию Вивальди отдал педагогике и
ком-тозиции. Много времени он пос-}ящает воспитанию певиц, органи-ювывает их концертные
турне, совмещая в одном лице отличного методиста и ловкого импресарио. Вивальди проявил
себя и как превосходный дирижер (maestro de joncerti): концерты капеллы della пользовались
неслыханным успехом. В 1713-38 гг. Вивальди сочинил множество опер, преимущественно для
Венеции; широкую известность получили в свое время "Обман, торжествующий в любви" (1725),
"Олимпиада" (1734), "Гризельда" (1735). С поражающей воображение "моцартовской" быстротой
и легкостью сочиняются им бесчисленные концерты, кантаты, арии. Многие композиции были
предназначены для воспитанниц руководимой им консерватории, которой он отдал около 30 лет
жизни. Однако обстоятельства заставили его покинуть Венецию. Недолгая служба при дворе в
Мантуе (1718-22) сменилась периодом странствий. В связи с постановками своих опер
Вивальди посещает Рим, Верону, Амстердам и другие города. В 1740 г. он приехал в Вену,
где прожил остаток своих дней в бедности.
Жанры и формы инструментальной музыки Вивальди перенял у своих предшественников (в первую
очередь у А. Корелли). Однако он сделал значительный шаг вперед в отношении масштабов
развития, разнообразия средств выразительности, динамичности музыки. В четко установившейся
у него трехчастной циклической форме концерта нашел воплощение принцип "хорошо
организованного контраста": Allegro - Largo - Allegro (быстрая и энергичная, обычно без
медленного вступления первая часть - лирическая, певучая, более скромная по размерам
вторая - подвижный, блестящий финал). Исторической заслугой Вивальди следует считать также
воплощение идей программности в симфонической музыке. Программность при этом трактовалась
в обобщенном плане, без поверхностной иллюстрированности или следования какой-либо
конкретной литературной канве.
Таков, в частности, знаменитый четырехчастный цикл "Времена года", в котором Вивальди
предвосхитил многие
позднейшие достижения программного симфонизма, и нити от которого протянулись к
"Пасторальной" симфонии Бетховена.
По последним данным, перу Вивальди кроме 49 опер принадлежат более 500 сольных концертов
для различных инструментов (из них более 230 скрипичных концертов, 27 концертов для
виолончели, 16 для флейты, 12 для гобоя, 38 для фагота и др.), 75 сонат, 49 concetti
grossi, 23 кантаты, 23 симфонии-увертюры, 2 оратории, большое число церковных сочинений
(впрочем, различные источники указывают и др. количество разных жанров и сочинений).